Методические разработки

Уважаемые коллеги! 
     Для оценки качества методической продукции, методической работы, предлагаю вам разработку урока производственного обучения, также можно обратиться на Главную страницу моего блога, где в разделе "Рабочие ссылки" представлены образцы инструкционно-технологических карт, перечень учебно-производственных работ   по профессии "штукатур", тематика выступлений на заседаниях методический объединений и педагогических советах и др.
     Разработка урока производственного обучения
Тема программы: Покрытие полов и облицовка стен.
Тема урока: Подготовка поверхностей под облицовку. 
Тип урока: интегрированный урок развития творческого оперирования знаниями. 
Цель урока: способствовать формированию профессиональных компетенций: выполнение подготовительных работ при производстве облицовочных работ.
Задачи:
обучающие:   обучать умениям  правильно   и   качественно выполнять трудовые приемы и операции  по подготовке поверхностей и плитки по облицовку   в  соответствии с  инструктивными указаниями,  рекомендациями  инструкционной  карты; 
развивающие: способствовать развитию профессиональной речи, памяти, умению наблюдать, сравнивать, анализировать, развивать навыки самоконтроля;
воспитательные  способствовать  воспитанию культуры межличностного общения (работа в команде, эффективное общение с коллегами),  нести ответственность за результаты своего труда, воспитывать чувства прекрасного через применение основ дизайна в помещении;
 
Методическая цель: обмен опытом по использованию кейс-метода на уроках производственного обучения.
Материалы и дидактическое оснащение урока:
Инструменты, инвентарь – зубило, щётка металлическая, молоток, ведро, кисти, правило, уровень строительный, очки защитные, респираторы.
Дидактическое оснащение – проблемные задачи, задания для самостоятельной работы, оценочные ведомости, материал кейса.
Межпредметные связи:
ПМ.04. Устройство покрытий полов и облицовка стен – тема «Подготовка поверхностей под облицовку»;
Охрана труда – «Правила безопасности при выполнении облицовочных работ».
Опережающее задание: изучить материалы кейса по теме «Подготовка поверхностей к облицовке».
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
Структурные элементы урока
Время, мин
Составные части элементов урока
Примечание
1.
Организационная часть
2
1.    Построение и сдача рапорта старостой.
2.    Проверка наличия обучающихся и проверка внешнего вида  обучающихся на соответствие ПТБ.

2.
Вводный инструктаж
2
1.     Сообщить тему и цель урока.
2.     Мотивация на достижение.
3.     Сообщение критериев оценки




2.1.
Проверка усвоения знаний и умения применять их на практике
25
1.     Выдача проблемных задач по теме «Подготовка поверхностей к облицовке» и работа над их решением.
2.     Выдача и выполнение задания для самостоятельной работы.
Приложение 1





Приложение 2
Работа выполняется звеном из 2 человек
3.
3.1.
Текущий инструктаж
Упражнения и самостоятельная работа обучающихся
4 ч 50 м





1.    Выбор необходимого инструмента из предложенного комплекта.
2.    Работа над заданием с использованием составленной инструкционно-технологической карты.





Приложение 3
3.2.
Целевые обходы рабочих мест

1.     Контроль правильности выполнения трудовых приёмов.
2.     Проверка состояния рабочих мест.
3.     Заполнение оценочной ведомости.

Приложение 4
4.

4.1.
Заключительный инструктаж.
Подведение итогов работы
15


1.     Самоанализ работы обучающимися
2.     Выставление оценок на основе критериальной таблицы
Приложение 5
4.2.
Домашнее задание
5




Приложение 1
Проблемные задачи по теме «Подготовка поверхностей под облицовку»
Задача 1.
В помещение учебной мастерской, в коридоре 1-го этажа, необходимо произвести облицовку пола керамической плиткой. Какие операции необходимо выполнить для подготовки основания к облицовке?
Задача 2.
Предприниматель купил помещение с целью реконструкции его в сауну. В помещении для бассейна по проекту необходимо вместо  бетонно-мозаичных полов произвести облицовку керамической плиткой. Какую технологическую схему, наиболее экономически выгодную, может предложить проектировщик для подготовки основания под облицовку?
Задача 3.
Перегородки санузла выполнены из кирпича. Планируется в этом помещении выполнить облицовку керамической плиткой. Составьте технологическую схему подготовки кирпичной поверхности стены под облицовку керамической плиткой.
Задача 4.
Необходимо облицевать небольшой участок бетонной поверхности (панели изготовлены заводским способом) в помещении кухни. Составьте технологическую схему подготовки бетонной поверхности стены под облицовку.
Приложение 2
В мастерской отмечено 5 образцов различных поверхностей. Группа обучающихся разбивается на звенья, по два человека в каждом. Каждое звено в процессе жеребьёвки выбирает для себя образец поверхности. И получает задание.
Задание.
1.      Определите тип поверхности.
2.      Определите дефекты поверхности.
3.      Составьте инструкционно-технологическую карту подготовки поверхности к облицовке.
КАРТА ДЕФЕКТОВ
ДЕФЕКТ
СПОСОБ УТРАНЕНИ










Макет
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: Подготовка поверхности под облицовку.
Тип поверхности: ______________________________________________________________
Последовательность операций
Технические условия
Способы выполнения, применяемые инструменты, приспособления













Приложение 3
Согласно выбранного по жеребьёвке типа поверхности выполните самостоятельную практическую работу.
Самостоятельная работа
Подготовьте поверхность к облицовке керамической плиткой на растворе.

Приложение 4
ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ
Тема: Подготовка поверхностей под облицовку.
Ф.И.О.
операции
Контроль вертикальности или горизонтальности
Определение неровностей
Выборка швов
Выполнение насечки
Очистка поверхности
Промывка поверхности
Итоговое количество баллов























































0 баллов – критерий не выполнен; 1 балл – критерий выполнен частично; 2 балла - критерий выполнен полностью.
14 - 13 баллов – оценка «5»
12 - 11 баллов – оценка «4»
10 баллов – оценка «3»
Приложение 5
Самоанализ деятельности
№ п/п
Ф.И.О. обучающегося
Выполняемая работа
В ходе работы на уроке у Вас получилось
удачно
неудачно









Материалы кейса
Тема: Покрытие полов и облицовка стен.
Тема: Подготовка кирпичных и бетонных поверхностей под облицовку.
Цели занятия.
Изучив данный учебный элемент, вы будете уметь:
-     различать типы поверхностей;
-     определять технологическую  последовательность  подготовки  поверхностей  к облицовке;
-     выполнять подготовку различных типов поверхностей под облицовку.
Прочность и долговечность облицовки в значительной степени зависит от качества подготовки   основания,   по   которым   она   будет   выполнена.   Так,   загрязнённость поверхности основания уменьшает прочность сцепления с прослойкой и приводит к разрушению облицовки в процессе эксплуатации. Характер подготовки поверхности зависит от состояния подготавливаемой поверхности и способа крепления облицовочных материалов. Поверхности конструкций не должны иметь отклонений, превышающих допускаемые.
Соответствие вертикальных поверхностей допускаемым отклонениям проверяют отвесом и правилом.
Бетонные поверхности тщательно выверяют. Отклонения поверхности от вертикали, превышающие 10 мм, устраняют выравнивающим слоем цементного раствора без последующего заглаживания и затирки. Отклонения поверхности более 15 мм устраняют выравнивающим слоем цементного раствора, нанесенным по надежно закрепленной стальной сетке. Сетку крепят дюбелями, которые пристреливают строительно-монтажным пистолетом.
Местные выпуклости па поверхности более 10 мм срубают или устраняют выравнивающим наметом из цементного раствора. Впадины глубиной 15 мм и более заделывают цементным раствором. Предварительно такие дефектные места грунтуют 7—10%-ным раствором дисперсии ПВА.
Масляные пятна удаляют 3 %-ным раствором соляной кислоты или 5 %-ным раствором кальцинированной соды. Остатки кислоты смывают чистой водой с помощью кистей.
Для лучшего сцепления плитки с основанием па гладкую поверхность наносят насечку. Пыль с поверхности насечки удаляют кистями, смоченными в воде.
Кирпичные поверхности стен, столбов и перегородок, выложенные впустошовку (швы па глубину до 15 мм не заполнены раствором), выверяют. Отклонение поверхности от вертикали, а также местные неровности, превышающие установленные допуски, устраняют выравнивающим слоем цементного раствора.
Потеки затвердевшего раствора, грязь с поверхности кирпичной кладки счищают стальным шпателем с удлиненной ручкой или металлической щеткой. Пыль удаляют сжатым воздухом или щетками, смоченными водой. Непрочные участки кирпичной кладки и отдельные кирпичи с отслаиваемыми поверхностными частицами выявляют легким постукиванием молотком. Обнаруженные дефектные места отбивают, а поврежденные участки заделывают цементным раствором. Кирпичные поверхности, выложенные вподрезку (швы заполнены раствором), помимо очистки потеков раствора, грязи, отбивки отслаиваемых частиц насекают пневматическим молотком или ручными инструментами. Завершают подготовку к облицовке промывкой кирпичных поверхностей водой.

Согласно требований СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные По­крытия»
ДОПУСКАЕМЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ДЛЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ КОНСТРУКЦИЙ (мм)

Отклонения
Стены из кирпича, керамиче­ских и других камней правильной  формы
Бетонные стены сборные
Плоскостей и линий их пересечения   (углов)   от вертикали ис более:
-   на один этаж
-   на всё здание
-   на    всю    высоту   конструкции



10
 30
-



-
-
±5
Местные       отклонения
(неровности)   при   про­верке рейкой длиной 2 м
10
-

Для закрепления знаний по материалам кейса предлагается ответить на контрольные вопросы:
1.     Какие физические свойства облицовки зависят от качества подготовки основания?
2.     От каких факторов зависит характер подготовки основания?
3.     Каким инструментом контролируют вертикальность поверхности?
4.     Какова глубина выборки растворных швов  при кладке стен вподрезку?
5.     В каких единицах измеряются допускаемые отклонения?
6.     Какова величина отклонения плоскостей от вертикали на 1 этаж для бетонных стен?
7.     Какова допускаемая величина неровностей при проверке рейкой  длиной 2 м для кирпичных стен?

           На этой странице моего блога я разместила план мероприятия самостоятельной внеурочной работы методическая цель которого, апробация кейс-метода. Проведение этого мероприятия является результатом работы в творческой группе по изучению кейс-метода, апробация метода проводилась на неподготовленных обучающихся, в группе где уроки вёл другой преподаватель. 




 ПЛАН  ФРАГМЕНТА ЗАНЯТИЯ ВНЕКЛАССНОЙ  РАБОТЫ
 ПО ПРОФЕССИИ «МАСТЕР ОТДЕЛОЧНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ»
Группа № 33-мсор (мастер отделочных строительных работ)
Продолжительность работы –65  минут.
Мастер п/о: Сизова Галина Михайловна

Тема программы: Облицовка поверхностей листами сухой штукатурки
Тема занятия: Типы конструкций облицовки стен гипсокартонными листами..

Цели занятия:

  1. Закрепление знаний по теме «Облицовка поверхностей гипсокартонными листами»
  2. Систематизация знаний о типах облицовочных конструкций из гипсокартонных листов
Развивающие и воспитательные задачи: 
  1. Развивать способности работы в сотрудничестве в составе малых групп. 
  2. Научить обучающихся направлять мыслительную деятельность по пути поиска приёмов, презентовать результаты своей работы.
  3. Воспитывать ответственность
Методическая цель: апробация кейс-метода на на занятиях профессионального цикла.
Дидактическая цель: определение эффективности использования кейс-метода
Материально-техническое оснащение урока:
Слайд-презентация, мультимедийная установка, кейс с учебным материалом, компьютер – 4 шт., бумага формата А3, маркеры, клей,  ножницы, заготовки

ХОД ЗАНЯТИЯ
  1. Организационная часть.
1.1.  Мотивация
1.2.  Сообщить цель занятия
2. Закрепление и совершенствование знаний и умений.
1 этап: индивидуальная работа.
     Выдаётся задание каждому обучающемуся группы.
2 этап: групповая работа.
     Группа из 3-4 человек работает над выполнением задания № 2.
3 этап: межсессионная работа.
     Каждая группа презентует результаты своей работы.
4 этап: обобщение полученных знаний.
3. Заключительная часть
     3.1. Рефлексия.
     3.2. Выставление оценок
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
№ п/п
Структурные элементы урока
Время, мин.
Составные части элементов урока
Примечание
1.  
2.
3.
4.
5.
1.
1.1.
1.2.
Организационная часть
Мотивация
Сообщение цели занятия
3 Выделяется проблема
Цель связана с решением проблемы
Приложение 1
Презентация к уроку 
2.


















Закрепление и совершен­ствование знаний
1 этап: индивидуальная работа

2 этап: работа в группах








3 этап: межсессионная работа
4 этап: обобщение результатов работы по теме





10



20








17


5
 
Каждому обучающемуся выдаётся кейс по теме и задание № 1
Группа разбивается на 4 подгруппы. Каждой под­группе выдаётся задание № 2.
Результаты работы оформляются в виде пре­зентации или бюллетеня.

Готовится мини-доклад на 3-4 мин.
Презентация работы



Кейс по теме, задание № 1 (Приложение 2)


Задание № 2
компьютеры 4 шт., заготовки (Приложение 3), бумага формата А3, маркеры, клей, ножницы,






мультимедиа, доска
3.
3.1.
3.2.
Заключительная часть
Рефлексия
выставление оценок
10 Заполнить анкету Анкета