Самообразование


Уважаемые коллеги!
На протяжении своей педагогической деятельности я работала над рядом методических тем:
1. Активизация познавательной деятельности на уроках производственного обучения.
2. Использование в образовательном процессе технологии модульного обучения.
3. Внедрение в образовательный процесс  кейс-технологии.
4. Разработка и использование электронных образовательные ресурсов в профессиональной подготовке (тема над которой я работаю в настоящее время).
        Также, для для участия в конкурсе на получение гранта был разработан проект под названием "Студенческое кадровое агентство "Рабочая смена", который со временем стал структурным подразделением  Центра содействия трудоустройства выпускников "Перспектива 3К", действующим в училище. В процессе работы  были дополнительно изучены вопросы социального проектирования, проведения мониторинга и маркетинговых исследований.
        В 2011 году я прошла курсы профессиональной  переподготовки по специальности "Менеджер в образовании", и результаты   работы студенческого кадрового агентства легли в основу выпускной итоговой работы на тему "Организация маркетинговой деятельности в ГБОУ РХ НПО «ПУ-8»".  Думаю, в скором будущем данная тема будет востребована в системе профессионального образования и вступит в фазу активного развития. На странице представлен только доклад на защиту и подробное содержание работы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ХАКАССКИЙ  ИНСТИТУТ  РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ »
Кафедра управления образованием
Дополнительная профессиональная образовательная программа (профессиональная переподготовка) «Менеджмент в образовании»
Выпускная итоговая работа
Организация маркетинговой деятельности
в ГБОУ РХ НПО «ПУ-8»

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты организации образовательного
маркетинга………………………………………………………………….…7
1.1.       Сущность и особенности маркетинга в сфере образования…………7
1.2.       Управление маркетингом и организация маркетинговой
деятельности в сфере образования…..………………………………..14
1.3.       Необходимость маркетинга и проблемы реализации
маркетинговой деятельности в учреждениях начального
профессионального образования (НПО)……………………………..18
Глава 2. Маркетинговая деятельность в ГБОУ РХ НПО «ПУ-8»………..25
2.1. Комплекс маркетинга …………………………………………….…....25
2.2. Оценка ресурсов для организации маркетинговой деятельности
ГБОУ РХ НПО «ПУ-8»………………………………………………………31
Глава 3. Организация маркетинговой деятельности в
профессиональном училище………………………………………………..38
3.1. Организационная структура управления маркетингом……………..38
3.2. Этапы реализации  функций маркетинговой службы………………44
Заключение…………………………………………………………………..55
Литература…………………………………………………………………...58
Приложение 1 ……………………………………………………………….61
Приложение 2 ……………………………………………………………….65
Приложение 3 ……………………………………………………………….66
ДОКЛАД
В настоящее время в республике и регионе остро стоит проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров, востребованных профессий и конкурентоспособных на рынке труда.
В условиях перехода к рыночной экономике перед профессиональным училищем встаёт ряд вопросов: кого учить? зачем и чему? сколько и где? как учить и кто это будет оплачивать? Найти ответы  на эти вопросы поможет маркетинг, который достаточно давно используется в  мировой экономике в качестве инструмента.
Поэтому при разработке темы была поставлена цель - теоретически обосновать, и разработать организационную структуру управления  маркетинговой деятельностью  на уровне одного профессионального училища;  рассмотреть комплекс маркетинга как инструмент стратегического планирования.
В качестве  объекта исследования выступает маркетинг в образовании, предмет исследования - организация маркетинговой деятельности в ГБОУ РХ НПО «ПУ-8».
Гипотеза исследования: ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПОВЫСИТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  УЧИЛИЩА.
Предмет, цель и гипотеза определили   задачи  исследования:
  1. Сформировать понятие маркетинга образовательных услуг и изучить особенности образовательного маркетинга.
  2. Изучить теоретические основы управления маркетингом и организации маркетинговой деятельности в сфере образования.
  3. Выделить проблемы реализации маркетинговой деятельности в учреждениях НПО и определить пути их решения через развитие комплекса маркетинга.
  4. Оценить ресурсы для осуществления маркетинговой деятельности в ГБОУ РХ НПО «ПУ-8»
  5. Разработать  организационную структуру управления маркетинговой службой в  профессиональном училище и  её функции.
В первой главе  работы было сформировано понятие маркетинга образовательных услуг и рассмотрены особенности образовательного маркетинга.
Ознакомившись с теоретическими основами управления маркетингом и организации маркетинговой деятельности в сфере образования, был сделан следующий вывод: становление маркетинга в образовании начинается с создания соответствующей службы, организации и планирования ее работы.
Была рассмотрена организационная структура маркетинговой службы для вуза, предложенная  Панкрухиным А.П., где во главе маркетинговой службы стоит проректор (заместитель директора) по научно-исследовательской работе:
 Данная структура предполагает полную вовлечённость ОУ в маркетинговую деятельность, которая предполагает не только создание маркетинговой службы, но и изменение всей философии управления.
В ГБОУ РХ НПО «ПУ-8» в настоящее время реализуются только отдельные элементы маркетинга (реклама, стимулирование трудоустройства,  оказания услуг повышения квалификации и профподготовки, ценообразование с учётом спроса).
 Низкую эффективность такой деятельности можно объяснить отсутствием стратегии, то есть способа действия по достижению поставленных целей.
Организация и управление маркетингом в образовании – это задача стратегического характера, способная  значительно изменить направление развития образовательного учреждения, когда во главе угла будет стоять удовлетворение запросов потребителя в образовательных услугах.
Для выбора стратегии наиболее подходит использование комплекса маркетинга (маркетинг-микс) - это комбинированное и координированное использование различных инструментов маркетинга.
Цель комплекса  маркетинга - выработать и реализовать гибкую, динамичную, многомерную маркетинговую стратегию, способную быстро реагировать на сложность и изменчивость рынка, то, что сейчас необходимы для системы НПО.
Элементы комплекса маркетинга:
• продукт — обеспечивает более полный набор полезных для целевой группы потребителей образовательные услуги и продукцию;
• цена — формирует ценовое восприятие товара через соотношение «качество/цена»;
• распределение — предоставляет доступность образовательных услуг и продукции для целевой группы потребителей;
• продвижение — повышает осведомленность целевой группы потребителей о предоставляемых выгодах.
Но существуют проблемы, преодолеть которые ОУ в одиночку затруднительно.  Их можно условно разделить на объективные (неотработанность маркетингового инструментария для образовательного учреждения, отсутствие специально подготовленных специалистов для выполнения маркетинговой деятельности и др.)  и субъективные (низкий уровень знаний и умений персонала в области маркетинга).
Для того, чтобы определить, какая стратегия маркетинга  наиболее подходит для ГБОУ РХ НПО «ПУ-8» во второй главе были рассмотрены элементы комплекса маркетинга этого учреждения:
1.      Составлен список образовательной продукции, которая является  объектом маркетинга.
2.   Рассмотрена система ценообразования, которая сформировалась на данный момент в училище.
3.  Под понятием «распределение товара» определено трудоустройство выпускников в соответствии с полученными профессиями. Этот элемент маркетинга тесно связан с понятиями «квалификация», «конкурентоспособность», «социальное партнёрство».
4. Подробно представлен элемент «продвижения услуг»: по рекламе -  размещаются рекламных материалов в местных газетах;  реклама на  местном телевидении и радио; рекламные щиты, баннеры; распространение информационных листовок, буклетов, брошюр; помещение информации в справочнике «Учебные заведения Республики Хакасия»; наличие маркетинговых эффектов – эмблема, флаг, гимн; по направлению система связей с общественностью (организация презентаций и пресс-конференций, организация  научных, практических конференций и семинаров,  организация праздников в образовательном учреждении (юбилеи и другие события),  конкурсы профессионального мастерства, • организация консультаций по различным вопросам, совместные социальные мероприятия с местными органами власти; по направлению прямой маркетинг: встречи руководителей и преподавателей с представителями целевой аудитории, организация мероприятий с приглашением потенциальных обучающихся («День открытых дверей» и пр.), организация совместных мероприятий работодателей с выпускниками училища, работа web-сайта: по направлению стимулирование сбыта:  предоставление ценовых скидок за платные образовательные услуги (льготы  по оплате для различных категорий обучающихся),  выставки методических материалов организации или продуктов деятельности обучающихся.
Наличие достаточно большого списка «образовательной продукции» (8 позиций) указывает на то, что целесообразно разрабатывать свой  маркетинговый комплекс по каждой услуге, продукции.  Такая стратегия маркетинга является диверсифицированной. В этом случае, задача руководителей учреждения и маркетинговой службы - найти нужное соотношение элементов маркетинга-микс, верно распределить материальные затраты, кадровый и временной потенциал.
Поэтому прежде чем приступить к созданию маркетинговой службы в училище необходимо оценить имеющиеся ресурсы: кадровые, методические, материально-технические. Во второй главе описаны все, имеющиеся в ГБОУ РХ НПО «ПУ-8» ресурсы.
Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты организации маркетинговой деятельности образовательных учреждений, изучив принципы организации и управления маркетинговой службой, предлагаемые Панкрухиным для вузов, и обоснованно выбрав для ГБОУ РХ НПО «ПУ-8» в качестве стратегии маркетинга – диверсификацию,  в третьей главе предлагается организационная структура управления маркетинговой службой, рассматриваются этапы реализации функций маркетинговой службы с целью обеспечения её планомерной и систематической работы.
На слайде  представлена организационная структура управления маркетинговой службой комбинированного функционально-матричного типа.  Здесь маркетинговая служба является одним из структурных подразделений образовательного учреждения, работу внутри маркетинговой службы предлагается организовать по матричному принципу. В соответствии с предложенной структурой из числа подготовленных мастеров п/о, преподавателей и специалистов предлагается организовать работу трёх отделов, а функции ценообразования возложить на экономиста  или бухгалтера.
 Аналитический отдел – осуществляет анализ социально-экономического развития и исследования рынка труда.
Отдел мониторинга рынка образовательных услуг – включает изучение:
-  спроса ОУ, в том числе желание обучаться по данному направлению, доходы и возможности оплачивать обучение;
-  предложений на рынке ОУ, включающих в себя количество других образовательных учреждений разного уровня образования, центров профессиональной подготовки государственных и негосударственных, профиль образования, формы и сроки обучения, структуры предлагаемых профессиональных курсов, специальностей и профессий, цен предложений на рынке ОУ и других условий, влияющих на конкурентоспособность учреждения.
Отдел коммуникаций – осуществляет продвижение на рынок образовательных продуктов и информационное сопровождение потребителей ОУ.
Слева на схеме представлены объекты маркетинга.
На следующем  слайде представлены этапы реализации функций маркетинговой службы.
В заключение хотелось бы отметить
Маркетинг – это универсальный инструмент реализации сервисной, ценовой, коммуникативной политики УНПО в конкурентной среде
Организация маркетинговой деятельности в профессиональном училище возможна через  построение организационной структуры управления маркетингом, во главе которой будет находиться маркетинговая служба.
Предложенная организационная структуры матричного типа  способствует эффективному взаимодействию службы маркетинга с другими структурными подразделениями профессионального училища
Для выработки  и реализации гибкой, динамичной, многомерной маркетинговой стратегии, адекватной сложности и изменчивости рынка, в качестве инструмента  целесообразно использовать  комплекс маркетинга  (маркетинг-микс).
Успешность маркетинга в профессиональном училище возможна, если:
-       Стратегия развития маркетинговой деятельности  будет составной частью  стратегии профессионального училища
-       Руководитель маркетинговой службы обеспечит планомерную и системную работу своего подразделения и будет нести ответственность  за  эффективность этой работы.
При наличии имеющихся  ресурсов, разработанного комплекса маркетинга, организация маркетинговой службы в ГБОУ РХ НПО «ПУ-8» возможна. Эффективное управление маркетингом, правильный выбор стратегии будут способствовать снижению актуальности проблемы  - подготовка квалифицированных рабочих, конкурентоспособных на рынке труда, повысят имидж училища. 
ЛИТЕРАТУРА
1.        Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов - М., 2002.
2.      Батышев С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике. М.: АПО,1993.- 91 с.
3.        Ванькина И. В. Маркетинг образования: учебное пособие / И. В. Ванькина, А. П. Егоршин, В. И. Кучеренко. – М. : Университетская книга ; Логос, 2007. – 336 с.
4.        Захарова И. В. Маркетинг образовательных услуг / И. В. Захарова. – Ульяновск : УлГТУ, 2008. – 170 с.
5.        Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Ростинтэр", 1996. - 704 с.
6.        Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф.Котлер. – СПб, Питер, 1999. – 896 с.
7.        Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг. Менеджмент.12-е изд., СПб.: Питер, 2006. - 816 с.
8.        Маркетинг: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога. Под общей ред. В.Е. Ланкина.  Таганрог: ТРТУ, 2006.
9.        Маркетинг образовательных услуг: Учебное пособие /Н. А. Пашкус, В. Ю. Пашкус, М. П. Соловейкина, Л. В. Чебыкина / Под ред. Н. А. Пашкус. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 112 с.
10.    Маркетинговые исследования: Учеб. пособие / Н. В. Павлов, О. А. Пономарева; СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001 – 316 с.
11.    Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. – М.: Интерпракс, 1995.
12.    Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. - М.: ИКФ "Омега-Л", 2007. - 656 с.
13.    Соловьёв Б.А. Управление маркетингом: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. –М: РЭА им. Г.В.Плеханова, 1999.
14.    Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Аетухова Е.Э. Современный маркетинг / Под ред. В.Е. Хруцкого. – М., 1991.
Авторефераты диссертационных исследований
15.  Зиновьева, И.В. Организационно-педагогические основы маркетинга в профессиональном лицее :Автореф. дисс. канд. пед. наук/ ИРПО. М.,1999-23 с.
16.    Останин А. В. Организация образовательного маркетинга в профессиональном училище:  Автореферат дисс. канд. пед. наук/ Челябинск: 2003. - 218 с.
17.  Полуянов, В.Б. Теория и практика маркетинга в управлении профессиональным образованием / Автореф. дисс. .доктора пед. наук/Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2002. - 44 с.
18.    Яровенко В А. Маркетинг в сфере начального профессионального образования: Автореферат дисс. канд.пед. наук/ИРПО.  Москва, 1998- 156 с.
Нормативные акты
19.  Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»
20.    Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.
21.    Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Статьи
22.  Ионова М.А. Формирование маркетинговой стратегии по продвижению образовательного продукта на рынок туристского образования
23.    Полуянов В. Б., Федоров В. А.,  Соколова Т. Б., Просвиров А. С. Проблемы реализации маркетинговой деятельности в учреждениях начального профессионального образования/Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ), г. Екатеринбург
24.    Шевченко Д.А. Ситуация на рынке маркетинговых исследований образовательных услуг Автор: 20 сентября 2002 года, МЭСИ
Электронные ресурсы
25.  Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации, АНХ при правительстве РФ.
26.  Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг: методология теория и практика. (http://www.marketing.spb.ru/libspecial/branch/mou/ index.htm)
27.    Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг.
28.    Тузова А.А. Маркетинг в сфере образовательных услуг. Учебный курс. – Московский Институт экономики, менеджмента и права.
Энциклопедия маркетинга. http://www.marketing.spb.ru/


Комментариев нет:

Отправить комментарий